Перейти к содержанию

Мастерская снаряжения

Авторизация  
  • записи
    103
  • комментария
    1 163
  • просмотра
    898 762

Авторы этого блога

Cоздание формы для литья свинцовых грузов

Авторизация  
admin

87 358 просмотров

Для начала позвольте мне рассказать про мои неудачные опыты в создании формы для литья свинцовых грузов. Возможно это удержит многих от повторения моего печального опыта. Для тех, кто желает перейти к сути проверенного рабочего способа – читайте пункт 2.

1. Пробы и ошибки.

В поисках способа литья грузов мной было прочитано много материалов. Чего только не читал и про груза с зажимами, и деревянные формы, и формы из стали, со сменными (вставными) рожками для отверстий в грузах. Но мне показалось все это через чур трудоемко в условиях 9-и этажки с минимальным набором инструментов и материалов. Потому решил делать литьевую форму из строительных материалов (гипс, финишная шпаклевка, цемент, глина …). Для начала собрал разборный ящичек из найденных на балконе грубых досточек и кусочка ДСП для дна. Скажу сразу, о его красоте  совсем не думал, потому собрал его за 20 минут. Распилил доску на 4 части, почти на глазок. Прикрутил саморезами 2 противоположные стороны к дну. Остальные две стороны вставляются между ними и прикручиваются все теми же саморезами к уже стоящим сторонам. Для того, чтобы достать готовую форму – снимаются две стороны, которые не прикреплены ко дну.

Сначала было решение делать груза на проволочных зажимах. Для этого купил пластилин, из него сделал форму и опустил ее в подготовленный раствор из финишной шпаклевки кнауф. После полного застывания (порядка 4 суток) достал пластилин. Но на форме были раковины и прочие неровности. Зашпаклевал их и после высыхания отшлифовал всю форму. Нашел сталистую проволоку. Но зажим сразу гнуть не стал, а просто залил в свинец петлю. После того как свинец застыл. Достать груз не удалось, несмотря на всю гладкость формы. Пришлось расколоть ее напополам. Впрочем, если стянуть ее проволокой можно лить и лить, а потом половиня форму (просто развязывая стяжку) доставать грузы. Но меня это не устроило, потому как потом много намучался с изгибом сталистой проволоки. Забросил эту идею.

Решил лить стандартные грузы. Из пластилина попытался сделать красивую форму, не получилось. «Плюнул» на это дело и купил за 5$ красивый груз в магазине. И началось…

Первая форму из шпаклевки. Полный крах, в этот раз она почему то не просохла и не схватилась толком, при попытке достать груз развалилась по кусочкам.

Хм… Чеб придумать? Может цементом. Хорошо. Залил цементом, уже лучше, но рожки (из которых потом получаются продольные отверстия) отвалились сразу же. Да и кусок формы тоже выпал.

Может глина? Чтоб не липла сильно к грузу. Глина потрескалась и развалилась вся форма по кусочкам, не говоря уже о рожках, которые сразу же остались в свинцовом грузе.

Следующая попытка с гипсом (он на 1-м фото). Гипс имеет огромные плюсы, а именно: застывает за считанные минуты и он после застывания ну ооочень прочен.

Первая гипсовая форма не получилась все по той же причине – не смог вытащить груз, прилип он там. Рожки отломались сразу же. А чтобы достать груз пришлось ломать форму.

Вторая попытка с гипсом. Но на этот раз я попробовал намазать груз маслом. Уже лучше, но все равно не то, плохо достается груз, ломается форма!

… (уборка покрытия груза, полировка груза, вытаскивание до полного застывания и т.д.)

Последняя самая удачная попытка. Форма все из того же гипса. Груз же обклеил скотчем по всей площади. К тому же обмазал его потом маслом. Выпал он из формы довольно легко. Форма получилась красивой. Плюс к этому были замазаны мелкие изъяны и была проведена полировка мелкой наждачной бумагой. Все здорово! Но…. После литья первого груза вместе с готовым изделием отвалились и рожки…. Б…! Рожки отвалились «красиво», то есть ровно, без крошения. Приставил их на место. И попытался вылить второй груз. На этот раз они отвалились и раскрошились окончательно.

2. Ура! Заработало!

После описанных выше попыток решил обратиться ко всемирной сети :-) набрел на сайт людей, которые занимаются самостоятельным отливом солдатиков, мелкого оружия к этим солдатикам и т.п. Сам процесс таков:

Дерево, стальные листы, сварка, напильник, ножовка, фреза, отрезной круг, молоток нам НЕ понадобятся :-) Все что нам нужно показано ниже:

изготовление грузов

То есть потребуется гипс (в данном случае я использовал строительный гипс, алебастр) и строительный силикон. Да-да, именно силикон. Хоть у него в инструкции и написана рабочая температура до 120 градусов, но люди же льют солдатиков (правда там олово, а  у него температура плавления намного ниже свинца)!!! Что из него потом получилось – чуть позже. Силикон лучше покупать прозрачный, хотя бы потому, что сквозь него видно обрабатываемую поверхность и пузыри воздуха. которые потом могут дать «раковину». В первоисточнике советуют либо прозрачный, либо черный силикон. Белый чуть хуже. У меня изначальны были остатки белого, и только для 2-го слоя я прикупил прозрачного.

Стоимость гипса 1 доллар за 2 кг, силикона – 2 доллара за флакон. Флакона должно хватить на груз массой 1 кг.

Кроме этого, естественно, понадобится емкость для отливки гипсовой формы (формы не для груза!!!, а вспомогательной), сам груз который будем клонировать (можно либо купить 1 на «разведение», либо попросить на время у друга, либо вылепить самому из пластилина), такой формы, как вам нравится.

Далее я покрасил груз белой (ну какая была :-) ) водоэмульсионной краской. Почему именно ней? Мне так было удобнее, ведь ее можно потом и смыть вообще, и отполировать мокрой мочалкой, да и руки отмывать легче. Можно же и акриловой краской его покрыть, и отполировать или просто покрыть его тонким, но жирным слоем чего либо (машинное масло, подсолнечное, маргарин, пластилин, об пирожок его потереть :lol:). Покрытие необходимо для того, чтоб потом легче силикон было отлеплять от груза.

Подготовленный клонируемый груз кладем плоской стороной (та, которая потом будет прижиматься к подвоху :-) ) на гладкую поверхность. В моем случае это была глянцевая крышка от коробки с обувью. Что значит гладкая поверхность? Опять таки это значит, что мы должны будем легко отодрать от нее силикон без повреждения целостности последнего.

А дальше обмазываем силиконом груз.

 Внимание! Очень сильно воняет уксусом и др. химией, поэтому работать необходимо в хорошо проветриваем помещении или вообще на улице!

На первоисточнике советуют наносить слои не больше 3 мм и сушить каждый слой не меньше 8 часов. Признаюсь честно – я не вытерпел. Я сразу же залил груз снаружи 3-мм слоем, а внутреннюю часть, ту где вырезы под ремень, вообще залил полностью, то есть получилась этакая лепешка.

Отдельно хочу отметить, что надо выдавить весь воздух из силикона, заполнить все полости формы. Я это делал пальцем. Силикон не отмывается ничем! Однако успешно оттирается туалетной бумагой. А тончайший слой на пальцах потом сам уходит.

Ох уж эта нетерплячка! Картонку с залитым на ней грузом, чтоб быстрее высохло, положил в духовку. 3 раза прогревал примерно до 60-80 градусов. Воняло… мама не горюй как!

После этого выложил все это на закрытый балкон. Солнца правда не было, но выложил не зря. Потому как на следующий вечер после работы, на балконе стоял противный запах.

После этого я решил положить еще слой силикона, потому как 3 мм все ж маловато. Однако не веря во всю эту затею решил выковырять груз, глянуть что получилось, чтоб в случае чего не тратить время и силикон дальше. Для этого аккуратно, последовательно по периметру отодрал высохший силикон так, чтобы не порвать его. Постепенно, круг за кругом отдирал все больше и больше. В конце концов у меня в руках осталась силиконовая лепешка с замурованным в ней грузом. Точно так же, не спеша, последовательно отодрал силикон от груза. Причем выворачивание уже отодранных частей вполне допустимо. Вскоре освободил весь груз. Красиво, черт побери, получилось! Маникюрными ножничками отрезал все лишние наплывы. Потом вставил груз обратно и положил обратно, на картонку.

После этого нанес еще один, контрольный слой силикона. И дальше то же, сушка в печке, на балкон.

На следующий вечер развел гипса, вылил в формовочную коробку и опустил в него сверху лепешку, силиконом в гипс, естественно.

Некоторые пояснения. Гипсовая форма вокруг нужна только для твердости, потому как силиконовую форму легко перекосить тем же расплавленным свинцом, резина считай. Гипс застывает очень быстро! Был случай, я его даже развести не успел а он начал превращаться в камень. Если все же Вам кажется, что гипс застывает долго – добавьте в воду поваренной соли, реакция застывания намного ускорится. Время застывания гипса порядка 10-15 минут. Да, после этого он еще влажный, но уже очень крепкий, даже отверткой тяжело ковыряется :-)

Изначально думал, что силиконовую форму потом придется вытаскивать из гипсовой. для извлечений отлитого груза. Нет, не придется, свинец сам выпадает «на ура», но об этом чуть позже.

Вот и почти все. Буквально через 30 минут после «гипсования» очень захотелось попробовать вылить груз. Ну и что, что гипс еще мокрый? Главное он уже как камень, а свинец-то не в гипс лить!

Читал, что форму лучше обработать графитом, чтоб свинец легче отделялся. Для этого разобрал пальчиковую батарейку. В ней центральный стержень из графита. Натер графита на напильнике, высыпал его в форму и растер равномерно пальцем. Графит очень тяжело отмывать, будьте аккуратнее.

С первого раза навряд ли хороший груз получится, потому как надо поймать «горизонталь» формы. То есть, чтобы свинец лить в строго горизонтальный профиль.

Первая плавка прошла тяжко. От силикона поднялись немного едкие облака белого пара (дыма).

Ждать остывания грузов в форме я опять-таки не захотел. Да и зачем силикон лишний раз подвергать большим температурам? Поэтому как только свинец немного «схватывался» я брызгал на него водой из брызгалки для цветов :-) Вот он немного подостыл. Как же выковыривать готовый груз? Начнем с легких методов. Накрываю форму деревянной разделочной доской. И переворачиваю. Ничего. Стучу по дну формы. Бум! Есть, груз довольно легко вывалился. Форму обратно на печку. Груз в мисочку с водой, чтобы окончательно осудить и не попалить разделочную кухонную доску. Последующие груза вываливались сами, без постукиваний. Будьте аккуратны, все таки килограммовая болванка, температурой намного больше сотни градусов…

Кстати, плавку свинца лучше проводить в одежде и очках, не дай бог свинец брызгнет!

Емкость с расплавленным свинцом я с огня не снимал, просто сделал потише, чтоб свинец не закипал.

Замечание! Думаю все знают, но я повторюсь. Пары свинца, да и сам свинец (тем более в виде пули :-) ) очень вредны для организма. Работать с ним нужно в хорошо проветриваемом помещении или на улице.

Проводим ОТК полученного груза. 1 кг. Класс!

Выравниваю «горизонталь» формы (в первый раз заметил куда и насколько надо наклонить форму) и лью второй груз, третий… пока свинец не закончился.

Что же стало с силиконом? Верхний слой формы, который соприкасался с расплавленным свинцом, стал по консистенции как нагретый пластилин, но слой этот не критичный, десятые доли миллиметра. Сама форма не испортилась ни на каплю.

Более того пальцем, пользуясь мягкость верхнего слоя, я замазал все неровности :-)

Внешне грузы конечно получились не на выставку, но главную функцию выполняют, а именно тянут к земле своей 1-килограмовой массой :-) Но и сказать что они получились с очень отвратительной поверхностью – тоже нельзя.

Правда пришлось все полученные груза протереть туалетной бумагой, потому как на ощупь они были как будто жирные.

Для ценителей красоты могу предложить такую обработку: помыть полученные груза каким-нить дешевым растворителем, а потом покрасить либо антигравием (если хотите «обрезиненные» груза), либо «хозяйственной» акриловой краской, либо автомобильной краской-аэрозолем. Цвет от черного – до ярко розового! Фантазируйте сами! :-)

У меня пока что получилось 5 грузов по 1 кг. Форма думаю выдержит еще много. По крайней мере знаю точно – свинец у меня закончится раньше :-) И еще думаю всем друзьям хватит, если они свинец мне принесут.

Однако в противовес могу сказать, что «промышленного» изготовления грузов таким образом не получится.

Удачи Вам!

изготовление грузов

Готовые изделия: слева 2 свежеотлитых по «новой» технологии, справа на переднем плане объект клонирования, за ним груз полученный из сугубо гипсовой формы.

изготовление грузов

Вид формы после всех плавок. Черное – это графит. Фото плохое, пересвечено, но там силиконовая форма в гипсовой форме. Маркерные насечки как оказалось не нужны.

изготовление грузов

Здесь я показываю, что силиконовая форма не потеряла своей гибкости и еще вполне и вполне жизнеспособна.

PS: (26.04.2008) На сегодняшний момент в общем, включая пробные грузы, выплавлено около 25-30 штук. Форма "подустала", но еще вполне и вполне дееспособна. Единственное что могу добавить, что я понял - [B]обязательно[/B] необходимо по мере надобности подновлять графитовый слой, чтоб силикон и не выглядывал. Иначе подплавленный силикон липнет к свинцу и форма портится. Кроме того, необходимо немного давать форме подостыть между серией выплавок. На последних 11 грузах я делал серию равной 3-м выплавкам. На выплавке последних 4 грузов силиконовая форма таки вывалилась из гипсовой, что, имхо, не очень хорошо. Лично я, на будущее, буду делать на внешней стороне формы побольше сложных неровностей, или вообще вставлять металлические штырьки, чтоб зафиксировать силиконовую форму в гипсовой. Мой знакомый собирается попробовать часть слоя, которая непосредственно касается свинца, сделать из автомобильного герметика. Он держит температуры до 300-350 градусов. Но, к сожалению, пока что, н данный момент, сведений об эффективности и работоспособности данного метода нету.
Авторизация  


44 Комментария


Рекомендуемые комментарии



Вчера у родителей (частный дом, есть печка на улице) выплавил себе еще 3 груза. На этом свинец закончился окончательно. Но дело в том, что я поленился искать и "добывать" графит. Чуть не убил тремя грузами форму (а может и убил, черт его знает). Первый груз снял остатки графита, второй уже начал "снимать" силикон. Третий уже сделал в силиконе раковины. И хоть я их и замазал тем же плавленым верхним слоем силикона, но...
[b]ВАЖНО:[/b] Необходимо обновлять графитовое покрытие в форме! Желательно после каждого выплавленного груза! ОДНОЗНАЧНО.
Кроме того, сугубо IMHO, графитовый слой, пусть и немного, но защищает груз от жара расплавленного свинца.

ЗЫ: Эти груза уже выпадали из формы очень и очень тяжело, с сильным постукиванием по дну формы и тряской. Да оно и понятно, силикон лип к грузам и отрывался вместе с ними тонким поверхностным слоем.

Еще одно ЗЫ: Да и едкие пары тоже были нааамного больше, то есть с графитом силикон испаряется [b]значительно[/b] меньше!

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий
[quote name="ОлегН"]...основа какая-то смазочная[/quote]

Вонять будет при горении, но даже если это и не брать в расчет, то как бы эта основа не закипела и не наделала некрасивых раковин на грузе :sad:
А так... Отпишись... Будем ждать, самому интересно стало :-)

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий
Есть автомобильный силикон для двигателей, если не врёт производитель выдерживает температуру 350градусов. так же воняет уксусом. может быть его на первый слой формы использовать. а далее в целях экономии обычный строительный.

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий
[quote name="ИгорьМ"]... температуру 350 градусов[/quote]

Век живи, век учись :-) Если действительно 350... В общем надо будет попробовать если (когда) сковородку буду лить. Спасибо!
Так глядишь общими усилиями и создадим простой, но надежный и долговечный вариант :-)

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий
Коллеги не партесь с силиконом. Да, "ушки" отваливались и у меня, но после армирования проволокой формы вполне хватило на 6 грузов. Зато нет расходов на силикон, нет химических запахов, не нужно доп время на просушку силикона.
Подобная технология оправдана для мелких деталей.

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий
Ravik63
Если не "париться", то можно просто взять детский набор посуды из алюминия - прекрасные груза круглые получаются. А ушки из подходящего уголка. Я с такими плаваю и доволен. И формы-кастрюльки долговечные. А предложение Андрея подходит для отливки более сложных форм. Его эксперимент оригинален и интересен. Можно пробовать и искать. Сугубо мое мнение...

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий
Тигода
Не отрицаю можно искать и экспереминтировать, но я делал из того, что было под рукой. Кастрюльки хорошо - не спорю, опять же если они под рукой. Я же говорю о технологии с гипсом и, на мой взгляд, силикон усложняет его.

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий
Спасибо за статью. Вчера отлил себе груза 14 кг., действовал строго по инструкции. Только я лил 2 килограммовый груз, в связи с этим были кое какие сомнения получиться ли :sigh: Но все получилось отлично :-) Даже графит отмыл легко :P И форма осталась в рабочем состоянии. Даже свинец остался :P , но закончился графит :-*

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий
Коллеги, Вы все сильно усложняете. заходите ко мне на http://old.clan.su/publ/3-1-0-21. Прекрасные груза, легко делать, форма долговечная.

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий
делал форму из дерева (есть ручной фрезер + купил фрезу (50грн)) долго и упрямо вырезал сначало по волокнам (после литья ломались ушки) потом притащил домой кусок бревна вырезал перпендикулярно волокнам - получилось,но бревно начало трескатся .трещины замазал силиконом и лил дальше.

Вывод по затраченым экономическим и физическим усилием способ нефига не выгоден зато показал что есть порох в пороховницах и ягоды в ... .

имхо описаный способ Андреем и проще и выгодней ! :-)

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий
Я тоже делал форму в дереве ручным фрезером. Получилось очень даже не плохо. Мин 15 и форма готова. Срок жизни у неё не велик , зато всё оч быстро.

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий
Спасибо, очень подробная статья. Завтра куплю селикон, гипс и начну готовить форму. Думаю попробовать с авто герметиком термостойким. Отчет о работе обязательно опубликую. Уже руки чешутся.

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий
Наконец токи я закончил делать грузы. Так как в нашем городе купить грузы модно но дюже дорого 15$ за груз да и не всегда они есть делал грузы сам первый груз сделал по рекомендациям от сюда http://rund.by.ru/samsnaryazh/gruzi/07.shtml из пластилина : )))
А потом на его основе согласно данным инструкциям все остальные. На сегодняшний момент являюсь счастливым обладателем 7 грузов причем 6 из них сделал за пол дня ?)
В последний слой силикона вставил несколько проволочных штырьков немного длиннее груза они не дадут форме вывалится из гипса, а графит в карандашах мягче и добывать его проще.Автору респект, уважуха и большое человеческое спасибо

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий
Из-за ряда факторов, мне с изготовлением грузов пришлось торопиться, выдумывал на ходу. Аккуратно забив фабричный груз в землю, извлек его, вбил в ямку 2 дощечки по размеру будущих отверстий и залил свинец. И все! Единственная трудность - снимать груз с дощечек. Трамбовать ямку нужно КАЖДЫЙ раз во избежание появления полостей. Пусть не так гладко и красиво, как с завода, зато быстро и - работает! (Делал на приусадебном участке)

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий

Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...


×
×
  • Создать...