Насос для подводного ружья
Проблемы, связанные с накачиванием пневмата.
По материалам обсуждения на форуме сайта «Подвох», тема форума «Таймень не накачивается» в разделе «Снаряжение» - на 21.01.2007 г.
Еще раньше на сайте «Рундучок подводного охотника» в разделе «Оружие» была небольшая моя заметка «Насос для подводного ружья», которую перетаскиваю сюда, немного подкорректировав.
Прежде всего, надо сказать три вещи:
- - у "резиночников" по этому поводу голова никогда не болит;
- - у ружья РПС-3 шток насоса является запасным гарпуном;
- - у ружья системы Зелинского вообще нет насоса, как отдельного изделия. Роль насоса выполняет штатный гарпун и рабочий поршень.
Стандартно принято, что наружная резьба насоса, для вкручивания в ружье - М16х1. Материалом, из которого изготавливается насос, могут быть: дюраль, латунь и нержавейка.
Конструктивные особенности насоса, думаю, не вызывают вопросов, поэтому предлагаю фотографии моих насосов:
Снизу вверх:
- 1. Это тайменевский насос, входящий в стандартную коплектацию ружья «Таймень.
- 2. Это стандартный (заводской) насос от ружья РПО-2 киевского производства. Такой не один в коллекции, на некоторых на дюралевые защитная пробка на резьбу и направляющая втулка.
- 3. Это самодельный, сделанный из ствола ружья РПО-2, полный аналог первому, но, ввиду того, что он длиннее, им делается гораздо меньше качков;
- 4. Это самодельный, сделанный из латунной трубки. Попался кусок калиброванной латунной трубки, не требующий внутренней полировки и получился такой насос.
- 5. Это последняя модель, сделана из нержавейки (был кусок от ствола).
Вот фотография последней модели насоса в разобранном виде. Общая длина 600 мм, рабочая (до отверстия забора воздуха) – 410. Можно использовать на ствол пневмата-400.
Сам поршень насоса сделал из отслужившего свой срок поршня ружья:
Периодически теряются защитные колпачки и изнашиваются направляющие втулки, поэтому приходилось их заказывать знакомым токарям вот по этому рисунку:
По материалам форума на «Подвох-е»
Veron Создал тему – «Таймень не закачивается», где задал влпрос:
Ослаб бой ружья - решил закачать - а толку ноль. Проверил на усилие - до и после накачки 24кг по весам те не меняется ружью 2 года - никогда не разбирал. Насос проверил вроде качает. Чего делать-то?
* * *
Далее тексты предложений. Оригиналы можно смотреть в указанном форуме, а тут постарался собрать только советы «по существу». Кое-где позволит себе исправить «ачепятки» или убрать «купюры», и иногда вставить в скобках комментарии...
uhepby2 - Проверь состояние ствола, манжет на поршне, почисти и замени смазку.
(Непонятно при чем здесь состояние ствола?)
Rodstvennik-32 - Была подобная проблема в Астрахани! Сколько не качай, а бой не изменяется. Грешу на клапан. После того, как спустил весь воздух и снова накачал, вроде проблем не стало. А вообще, уже готовы несколько вопросов по Тайменю, на которые кое-кому придётся на выставке ответить!!!
Veron – Серега, спасибо, сдул - накачал - процесс пошел.
Hanter - Проблема с клапаном. И иногда еще его гаечка сама закручивается, и его (ружье) вообще не накачать...
Rodstvennik-32 – Hanter, не знаю, как насчёт гаечки (надо будет посмотреть), но то, что у Тайменя есть косяк с клапаном - это точно!!!
KG - Аналогичный косяк и на Каюке встречается.
Hanter – Нет, там немного не так все. У Каюка - а клапан сделан по-другому. Там просто в заднике глубокий стакан с дыркой по центру, в него вложена плоская круглая резинка и накрыта такой же металлической шайбой. Все это поджато пружинкой. Так как площадь контакта резинки достаточно большая - она просто прилипает, и давлением насоса ее не всегда удается оторвать.
Поэтому, ружье не закачивается. Как выход перед закачкой надо слегка стравить воздух - оторвать манжетку или просто сделать очень резкий качек. Дальше ружье нормально закачивается.
В Таймене клапан сделан по другому - фотки можно у меня на сайте найти. Кроме банального залипания есть еще один «баг» - как раз та самая гаечка. Она закручивается совершенно свободно и при стечении некоторых обстоятельств (фаза луны, магнитные бури...) сама по себе заворачивается и как бы контрит клапан, не давая ему отойти при закачке. Ружье ни стравить, и не закачать. Лечится только разборкой. На диске с инструкцией по разборке-сборке там кстати о ней особо сказано - не затягивать, должен быть люфт. Я бы ее, чем-нибудь контрил - хотя бы каплей суперклея или кусочком целлофана.
*** Для того, чтобы был более понятен текст Hanter-а, – добавляю фотографии
Это фотографии ниппеля Каюка (выше) и Тайменя взятые с сайта Hanter-a (www.fishgun.spb.ru):
Ниже выделил из общей фотографии три детали, которые и являются собственно ниппельным устройством.
Справа – налево:
- корпус ниппеля;
- собственно ниппель, который вставляется в корпус. На ниппель надето торроидальное резиновое герметизирующее кольцо;
- стопорная гайка ниппеля, которая закручивается так, чтобы ниппель болтался в корпусе, т.е. был люфт
KG - Да по Каюку именно так. Кстати если кому интересно могу выложить на соответствующей ветке, мои впечатления от Каюка за год эксплуатации.
( а форуме, в разделе «Снаряжение» открыта тема – «Ружья под торговой маркой ”Каюк”» )
Ded_SD - Чтобы подытожить по накачке:
Ружье может не закачиваться как по причине того, что стопорная гайка ниппеля сильно затянута или загустела смазка (возможно мусор со смазкой), т.е. ниппель не может сдвинуться, чтобы пропустить воздух из насоса в ресивер. В Таймене нет возвратной пружины, как это делают, например. у нас. Поэтому тайменевцы и рекомендуют обязательный люфт, т.е. ниппель должен слегка болтаться в корпусе. Очевидно (? - еще сам не пробовал полностью выпускать весь воздух), одного качка насоса достаточно, чтобы ниппель стал на "боевой взвод").
Может быть причина и самом насосе – стерлись манжеты (резиновые кольца) на поршне насоса и не создается достаточного давления, чтобы продавить ниппель в ружье. Воздух возвращается назад мимо поршня насоса (подобное, например, бывает в плохих велосипедных насосах – манжета выворачивается обратно с характерным хлопком).
Может быть еще одна причина – взаимодействие корпуса ниппеля и самого насоса по резьбе. Воздух выходит обратно по резьбе, а не давит на ниппель, это можно проверить мыльным раствором (как это делают газовщики). Но обычно, шипение и так слышно. Смотри дальше рисунки:
Обозначение:
1 - Задняя часть ружья (корпус ниппеля), в разрезе «гнездо», куда ввинчивается насос.
2 - Насос, разрез передней части.
А - Начало завинчивания насоса в корпус ниппеля.
Б - Насос завинчен, выполняется накачивание, воздух (красные стрелки) травит по резьбе. Поршень насоса изображен условно. Обычно он почти повторяет поршень ружья, что касается резиновых колец.
В - Чтобы устранить травление воздуха по резьбе можно подмотать на насос конусом нитку по часовой стрелке, если смотреть на отверстие насоса (нитки показаны желтым цветом). Правда, прямоугольные края вырезов в корпусе ниппеля (для ключа, круглогубцев), которые служат для раскручивания задней части ружья (выкручивания корпуса ниппеля), частично срезают намотанную нитку и может получиться недостаточная плотность намотки и воздух будет травить, но уже меньше.
Г - На дно «гнезда» под насос устанавливается резиновое торроидальное кольцо, диаметром примерно 15 мм (должно плотно сидеть по диаметру «гнезда» - можно замерить по диаметру пробки, закрывающей «гнездо») и толщиной 3 мм. Вполне можно вставить и плоское резиновое кольцо. В этом случае насос торцом плотно сядет в «гнездо» и накачиваемый воздух будет давить на клапан закачки и пойдет в ресивер, а не будет выходить по резьбе.
Все вышеперечисленное касается не именно при накачивании Тайменя, а может возникнуть при накачивании любого пневмата, где используется насос.
У меня есть насос немного больше родного тайменевского, поэтому процесс накачки упрощается, т.е. необходимо сделать меньшее количество качков для желаемого усилия зарядки ружья…
Вообще-то, в моем наборе разные насосы, как по размерам, так и по материалам из которого они изготовлены: дюраль, латунь, нержавейка… Должен заметить, что резьба на дюралевых со временем «съедается» и для них затем приходится всегда использовать подмотку ниток. Тайменевский насос немного больше по объему накачиваемого воздуха, чем «стандартный» для РПО-2 (коротенький, зеленый),
Его общая длина 350 мм, а рабочая – 210 мм.
Варианты и описание деталей ниппельных устройств можно посмотреть тут: http://apox.ru/content/view/443/68/1/12/
Один из вариантов ниппельного устройства, где ниппель вставляется и фиксируется со стороны ствола:
Другой вариант, где ниппель вставляется и фиксируется с задней части ружья (на фото, слева - направо):
- задний ресивер,
- корпус ниппеля, и он же «завинчивает» (стягивает) задний ресивер на ствол,
- ниппель с возвратной пружиной,
- стопорная гайка, регулирующая ход ниппеля,
- и пробка, закрывающая «гнездо» для ввинчивания насоса.
Из всего сказанного (написанного) можно сделать вывод:
«Ниппель – это очень просто!»
Однако, как говорил один мой знакомый – «Мал золотник, а жалко», что означает – «Нет мелочей в подводном ружье!» - :)
10 Комментариев
Рекомендуемые комментарии