-
Публикаций
10 -
Зарегистрирован
-
Посещение
Репутация
0 ОбычныйИнформация о Gree
-
Звание
Прохожий
- День рождения 27.04.1979
Информация
-
Пол
Мужчина
-
Город
Набережные Челны
Дополнительно
-
Интересы
Рыболов , туризм , начинающий ПО
Контакты
-
Skype
NA
Экипировка
-
Костюм
NA
-
Ружье
ASSO 50
-
Ласты
NA
-
Маска
SEAC SUB One Combat
-
Подводный компьютер
NA
-
Навигатор
NA
-
Эхолот
Humminbird
-
Кто что льёт ? Наткнулся на статью ниже. Кто, что думает ? [spoiler=Не подмажешь - не поедешь Опубликовано в МПО №6. 2006. Hanter] Какое отношение смазки имеют к подводной охоте ? - спросите вы дорогой читатель. И будете совершенно не правы! Даже самому совершенному ружью нужна смазка. Причем смазка хорошая. Вот о том что и чем мазать мы и поговорим в этот раз. Но сначала, для того что бы все-таки разобраться в этом, давайте посмотрим какие узлы нашего ружья нуждаются в смазке, и уже исходя из этого будем решать какие для этого лучше применять материалы. Первый и самый важный узел, на котором и основана работа ружья - ствол с поршнем и манжетками (уплотнительными кольцами). На данный узел приходится самая большая нагрузка, от него зависит работа всего ружья и он работает в самых тяжелых условиях. Почему ? Потому что здесь сочетаются высокая скорость движения поршня при разгоне гарпуна. Здесь имеется маленькая скорость движения поршня при зарядке ружья. И здесь присутствуют две среды - с одной стороны воздух под высоким давлением, а с другой стороны вода. Давайте рассмотрим, какие требования к маслу предъявляет этот узел. Для этого нужно понять какие процессы происходит у него внутри: При выстреле - на поверхности ствола перед поршнем должна находиться тончайшая пленка масла, которая заполняет собой все микроскопические царапины и неровности и позволяет легко и мягко без задиров и износа скользить поршневым колечкам (манжеткам). То есть по научному - обеспечивает масляный клин между трущимися поверхностями. Помимо этого при движении поршня масляная пленка не должна отрываться от его манжеток обеспечивая покрытие той поверхности ствола которую уже прошел поршень новой порцией масла - смазывать ствол, заполняя по новый все мельчайшие неровности и царапины. Ну и наконец при быстром ходе поршня, с поверхности масла находящегося в ресивере, потоком воздуха должны отрываться мелкие капельки и тем же потоком переноситься в ствол. Иначе в стволе масло быстро закончиться и легкий ход поршня останется в мечтах. При зарядке - поршневыми колечкам (манжетками) должны сниматься излишки масла, оставляя при этом ту пленку, которая обеспечит поршню легкое и плавное движение при выстреле. Но в то же время пленка должна быть минимальной, иначе излишки масла создадут дополнительное сопротивление движению поршня. В заряженном состоянии - масляная пленка на поверхности ствола перед поршнем не должна стекать, то есть должна удерживаться на поверхности, иначе при выстреле легкого и плавного хода не видать. Особенно это важно в пневмовакуумных схемах, потому, что в обычных вода компенсирует отсутствие масла, обеспечивая ровное скольжение резинок поршня при выстреле. Но приводит при этом к другим нежелательным последствиям. А именно - заполняя микро-неровности она не имея свойств держаться на поверхности после прохождения поршня скатывается в небольшие капельки и остается внутри ружья. А при зарядке оставляя неровности и царапинки незаполненными, способствует усиленному трению, износу уплотнений и прорыву воздуха из ружья наружу. По этому важно, что бы пленка масла была минимальной по толщине и хорошо держалась на поверхности. Кроме этого так же важно что бы масляная пленка не смывалась водой (масляное пятно выплывающее из ствола исправного ружья говорит о высокой смываемости масла водой.) и очень желательно что бы при этом она была еще и непроницаема для все той же воды. (увы далеко не всегда масляная пленка гарантирует что вода не доберется до металла. Особенно это важно на море для ружей с алюминиевыми стволами, когда масляная пленка помимо смазывающей функции является еще и защитой от коррозии .) В разряженном состоянии - так же как и в заряженном масляная пленка должна надежно держаться на поверхности ствола (причем гораздо более долгий период). Насколько важен этот момент судите сами, вспомните рекламу автомобильных масел - с каждым новым маслом производители рекламируют что вот оно - только с этим маслом на деталях двигателя всегда остается масляная пленка и при запуске не происходит "масляного голодания" то есть по русски говоря двигатель не крутится сухим задирая все поверхности. Это как раз и происходит из-за способности масел смачивать поверхности и длительное время удерживаться на них. Чем дольше масло держится на поверхности тем для нас лучше. Потому как если масло быстро скатывается мы рискуем например оставив ружье лежать на несколько дней после охоты получить в результате его стекания отличное сухое трение… с последующей заменой манжеток. Иными словами это свойство говорит о том "насколько смазанным" окажется ваше ружье через какой то промежуток времени - только там где масло болталось, там где оно недавно текло или там где оно вообще когда то было. Ну и еще один момент который важен для разряженного ружья - масляная пленка не должна выдавливаться из под уплотнений (манжет) иначе появится эффект "залипания" - когда манжетки под действием давления прилипают (и очень нада сказать здорово) к поверхности ствола, с последующим отрыванием частичек резины от манжетки при зарядке. Кроме всего этого, связанного непосредственно с работой узла, следует помнить что температура воды как правило гораздо ниже температуры воздуха, а вязкость масла очень сильно меняется с изменением температуры. Так например дома, в тепле, поршень смазанный маслом МС-20 легко ходит в стволе под тяжестью гарпуна, но вынесенный на улицу при температуре около 0 градусов под тяжестью того же гарпуна поршень уже почему-то не ходит. Причем пример этот далеко не "экстремальный", потому как достаточно многие охотники отказываются "прятать в чулан шашку" и продолжают охотиться даже зимой, когда температура воды +2+3 градуса, а температура воздуха опускается далеко за 0. Представьте себе ситуацию - приехали на водоем, переоделись, несмотря на мороз, зарядили ружье, только сунули нос в воду и вот он трофей!! выстрел... нет выстрела - гарпун вылазит из ствола и в полуметре втыкается в грунт... А ведь ружье было нормально закачано и дома перед выездом проверялось!!!.. не обидно ? А ситуация вполне реальная. Так например в ружьях "Мирон" для смазки между колечками поршня в других узлах с завода заложена густая смазка по консистенции (густоте) напоминающая зубную пасту... Что с ней будет при температуре около или ниже 0 градусов ?? Учитывая все то что мы обсудили выше можно сформулировать требования к маслам для смазки ствола следующим образом: должно быть достаточно жидким, для того, что бы хорошо заполнять микронеровности и не оказывать лишнего сопротивления движению поршня; должно крепко держаться на поверхности ствола, не стекая как можно дольше; не должно смываться водой; не должно выдавливаться из под манжет при длительном хранении; не должно пропускать воду через тончайшую пленку; не должно загустевать в предполагаемом диапазоне температур. Разобравшись со стволом двигаемся дальше - вторым по важности узлом является спусковой механизм. Именно он испытывает на себе самые большие нагрузки и именно в нем самое большое трение. От его плавной и мягкой работы зависит точность стрельбы, усилие на спусковом крючке, надежность и безопасность всего ружья, а так же просто комфорт. Для того что бы обеспечить его нормальную работу необходимо: смазка обеспечивающая работу без задиров и заеданий при высоких контактных нагрузках. Для примера возьмем импортное ружье с диаметром ствола 13мм. При усилии на поршне 25кг площадь контакта поршня с шепталом составляет всего примерно 10 квадратных милиметров!!!… (при идеальном исполнении деталей - если поверхности контакта плоские и параллельные). Это если переводить в "правильные" цифры будет 250кг/см2. А при нажатии на курок шептало проворачивается вокруг оси и плоскости контактов теряют параллельность - расходятся наклоняясь друг относительно друга и получается что зацеп поршня касается шептала всего лишь маленьким кусочком кромки. Площадь контакта уменьшается практически до нуля!!! А нагрузки в зоне контакта возрастают до огромных значений - при площади равной 1 миллиметру нагрузка будет уже 2500кг/см2, а в момент расцепления поршня и шептала на порядок больше. Жидкие смазки при таких нагрузках ведут себя далеко не лучшим образом. По этому в данном узле хорошо повела бы себя пластичная смазка, которая не так выдавливается с пятна контакта при больших нагрузках и обеспечивает хорошие противозадирные и смазывающие свойства. наличие смазки в зонах контакта деталей. Кажется что это совершенно очевидно, но вот совершенно не всегда легко осуществимо.К примеру все на том же импортном пневмате зацепе осуществляется за поршень, а сам спусковой механизм расположен внутри ресивера и смазывать его консистентной смазкой несколько проблематично - мало того что жидкое масло смазывающее ствол будет попросту вымывать (и растворять в себе) густую консистентную смазку, оставляя спусковой механизм без "жирненького" и превращая себя неизвестно во что. Так еще и смазка оставшаяся на зацепе поршня, улетая при выстреле вместе с ним вперед, при его остановке в конце хода будет попросту слетать (по инерции) с зацепа попадая опять же на поверхность ствола. Несколько проще для ружей с передним зацепом - тут можно контролировать наличие смазки в узле и периодически ее обновлять, почти ничего никуда не улетает, но зато может вымывается водой. Итак подведем итоги по второму узлу. Для нормальной работы его смазка должна обладать следующими свойствами: обеспечивать работу при больших контактных нагрузках; для пневматов с задним зацепом держаться на поверхностях (на поршне не реально); для пневматов с задним зацепом не смываться жидким маслом; для пневматов с передним зацепом не вымываться водой. Вроде и с этим разобрались. Но кроме этих двух обязательных узлов могут присутствовать и другие, которые в зависимости от наличия или конструктивных особенностей тоже могут требовать смазки. Один из таких и третий по счету узел требующим в некоторых случаях смазки (в зависимости от исполнения) - клапан закачки. От его мягкой и четкой работы зависит насколько тяжело будет накачиваться ваше ружье, как при этом четко и надежно будет закрываться клапан. Ну и естественно как все это будет происходить при стравливании воздуха. Еще одним подобным узлом (четвертым) является регулятор силы боя. В принципе кажется, что и туго ходящий регулятор можно переключить при желании. Но под водой все то, что не нравится в работе или просто не четко работает как правило не используется или вызывает раздражение отвлекая от основной работы - охоты. По этому от его четкой и отлаженной работы зависит ваш комфорт и сконцентрированность на самой охоте, уверенность в ружье. Отдельно эти узлы мы рассматривать не будем, а рассмотрим их вместе. Потому что несмотря на совершенно различное предназначение у них очень похожие требования к смазкам. Так, для их нормального "фунциклирования" вполне достаточно жидкого масла, которое хорошо держится на поверхностях. Смазка в этих узлах позволяет резиновым уплотнениям мягче и четче входить в свои посадочные места. В конструкциях же где нет круглых резиновых манжеток практически нет трущихся, тяжело нагруженных деталей. А ненагруженные прекрасно живут все в том же масле для ствола. Разобравшись с требованиями к маслам, попробуем обобщить все, что у нас получилось и сделать выводы. Итак, для классического пневматического ружья с передним зацепом целесообразно использовать два вида смазки - одна, жидкая для смазки ствола, наиболее подходящая для этих целей и вторая консистентная для смазки самого спускового механизма. Для пневмата же с задним зацепом нада искать какой то компромис. Лучшем решением по нашему мнению будет использование несколько более густого масла по сравнению с переднезацепным пневматом в сочетании с полировкой всех деталей спускового механизма. Вообще нужно сказать что такие вопросы как усилия на спусковом механизме и взаимодействие его частей нужно решать еще на стадии проектирования, применяя материалы с малым коэффициентом трения. Например сталь с латунью или бронзой. Можно попытаться заменить трение скольжения трением качения. Да вариантов много. Главное сделать это вовремя, иначе потом исправить ситуацию с помощью смазки бывает очень тяжело и из-за этого появляются нехорошие тенденции. Такие как регулировка спуска на грани самострела (ружья РПП, РПО) - так чтоб срабатывание происходило от легкого прикосновения. Это конечно решает проблему с усилием, но совершенно не годится с позиции безопасности! Вот вроде и все. Основные критерии выбора смазочных материалов мы разобрали. Дальше каждый сам может решить, что и для чего ему использовать. Мы же в завершении приведем несколько советов, которые помогут вам сделать правильный выбор. 1. Не используйте для смазки ружей автомобильные масла. Дело в том, что автомобильные масла проектируются для работы при температуре в районе 80-120 градусов. При этом из них выпаривается вся влага. Если же данные масла не прогреваются до рабочих температур, то они смешиваясь с влагой образуют противного цвета эмульсии, которые совершенно не отвечают нашим требованиям. Данная ситуация хорошо знакома автовладельцам зимой - если открыть маслозаливную горловину не прогретого двигателя, на ней будут именно такие же белесые разводы. Мало того, не прогревающиеся до рабочей температуры автомобильные масла со временем приводят к образованию различных мазутно-парафиновых отложений, удалить которые будет достаточно проблематично. И не обольщайтесь тем, что масла делятся на минеральные, полусинтетические и синтетические - исходное сырье у них одно и то же. Различаются только методы обработки. Результат же в нашем случае будет не сильно различаться. 2. При использовании густых (консистентных) смазок отдавайте предпочтение смазкам с длинноволокнистой структурой. Например отечественная ШРБ - смазки с такой структурой практически не вымываются и не поглощают влагу, обволакивают детали и долгое время не требуют обновления. 3. Не используйте для смазки ружей бытовые масла. Они при всей своей привлекательности очень хорошо вымываются водой, смешиваются с ней и образуют непригодные к работе эмульсии. 4. Не используйте для смазки ружей масла на жировой основе. Жировая основа данных масел является прекрасной "пищей" для различных микробов и бактерий. Очень часто (особенно на алюминиевых деталях) встречается белесый налет под которым скрываются небольшие раковины. Это не коррозия в прямом смысле - это бактерии пожрали ваше масло, а вместе с ним и металл… Накормите тварей своим ружьем :)... 5. Купив новое или тем более б/у ружье поменяйте смазку. Производитель как правило закладывают совсем не дорогую и далеко не самую лучшую смазку. Не можете сделать это сами - попросите мастера. 6. Не ленитесь и не экономьте на смазке - ее не так много нада ( 2-5 кубиков хватит на любое ружье). И возьмите за правило проводить смену масла в начале и конце сезона. В конце - что бы не хранить ружье с грязным, отработанным маслом (иначе потом можно не отмыть). А в начале - что бы начинать сезон со свежим маслом, а не с отстоявшимся и частично утратившим свои свойства за пол года зимнего хранени. 7. При смене масла тщательно промывайте и протирайте детали от предыдущего масла. Особенно если не знаете что было залито или заливаете другое масло. Иначе последствия могут быть непредсказуемые. Так например внешне очень похожие масла М6 и М8 (для жигулей классики) при смешивании попросту вскипают… 8. При подготовке ружья к зимней эксплуатации выбирайте масло с температурой загустевания как минимум на 10 градусов ниже той минимальной температуры, при которой планируете охотиться. 9. Если вы не знаете какое масло выбрать и залить в любимое ружье - воспользуйтесь универсальным и на сегодняшний день лучшим вариантом - силиконовым маслом ПМС-100 или ПМС-200. До недавнего времени только одно ружье не дружило с данным маслом - "Таймень". Но в последнее время проблема по слухам вроде бы была решена. (хотя может и нет)... 10. Помните что на форуме сайта журнала www.podvoh.ru в "Горячей оружейной линии" или на сайте www.fishgun.spb.ru можно проконсультироваться по любой проблеме касающейся оружия, обсудить любую идею и просто получить ответы на интересующие вопросы. Источник: http://fishgun.spb.r...noe&item=smazka
-
[spoiler=..............]Интересно : Самый простой способ знакомства с подводным миром -- ныряние с маской, ластами и дыхательной трубкой (на английский манер это развлечение называют шноркеллингом/сноркеллингом по названию дыхательной трубки -- шноркель/сноркель). Именно таким способом в прибрежных водах Средиземноморья наблюдал красоты безмолвного царства Гай Гилпатрик, рассказавший о своих приключениях в серии увлекательных очерков, опубликованных в 1934 году известнейшей газетой «Ивнинг Пост», и в первой книге о подводном плавании, нырянии и охоте «Перепончатый Пучеглаз» (The Conpleat Goggler), вышедшей в 1938 году. И подобно тому, как «...декабристы разбудили Герцена, и он ударил в "Колокол"...», откровения Гилпатрика не только потрясли никому пока не известного лейтенанта французского флота Жака Кусто, но заразили любовью к таинственным водным глубинам целые поколения мечтателей и романтиков... Достоверно установлено, что уже в V веке до н.э греческие пловцы зарабатывали на жизнь добычей морской губки и выполнением так называемых секретных военных заданий. Классический пример подобной операции -- подвиг Сцилиуса, относимый летописцами к 500 году до н.э. Как рассказывает эту историю Геродот, грек был пленен и отдан в рабство гребцом на галеры персидского царя Ксеркса I. Однажды, накануне нападения персидской эскадры на греческий флот, вооруженный ножом Сцилиус бросился в море, выпрыгнув за борт. Его сочли утонувшим и искать не стали. Он же спрятался под водой, использовав для дыхания трубку, приготовленную из стебля тростника, и благополучно дождался ночи. Под покровом темноты он прокрался среди неприятельских судов и перерезал якорные канаты, нарушив строй флотилии и посеяв панику в стане врага. Потом он проплыл морем 9 миль (около 15 км), пока не встретил греческие корабли у мыса Артемизий. Сегодня мы рассмотрим медицинские аспекты свободного плавания, разберем, что происходит с организмом, когда человек пользуется дыхательной трубкой для поиска ракушек, какие его подстерегают опасности, характерные для данного вида подводного спорта. Эти знания не только интересны, но в дальнейшм помогут понять некоторые особенности функционирования организма как обычного аквалангиста, так и техно-дайвера. Какой длины была трубка трубка Сцилиуса? Можно ли, используя для дыхания шноркель, спрятаться на глубине 5 м? А на глубине 25 м? Оказывается, нельзя. И вот почему. Обычно вдох осуществляется за счет расширения грудной клетки. На тело человека, опустившегося под воду, действует гидростатическое давление. Величина давления прямо пропорциональна глубине погружения. Плотность воды составляет около 1000 кг/м³, т.е. 1 г/см³, значит на глубине 0,5 м на каждый квадратный сантиметр поверхности будет действовать давление около 50 г. Площадь грудной клетки составляет около 0,4 м² или 4000 см². Для того, чтобы сделать вдох, находясь на глубине 50 см, необходимо преодолеть «сопротивление» 200 кг. На глубине 1 м, где давление составляет уже 100 г/см², дыханию через шноркель будет «противодействовать» уже 400 кг. Думаю, ни у кого не возникнет желания спорить, что при таких условиях работа дыхательных мышц бывает затруднена. Но гидростатическое давление -- далеко не единственное препятствие к широкому использованию дыхательной трубки на глубине. Еще есть так называемое сопротивление дыханию. Чтобы наглядно представить, что это такое, проделайте простой опыт, попробовав дышать через соломинку для коктейля. Чтобы заставить воздух проходить по трубке всегда необходимо затрачивать усилие. Работа будет тем большей, чем уже и длиннее трубка, чем больший объем газа необходимо протолкнуть за единицу времени, чем выше плотность газа (ученые называют это законом Бернулли). Возникает противоречие: в идеале шноркель, чтобы он не мешал дышать, должен быть широким, коротким, а дышать необходимо «по чуть-чуть» и медленно, в реальной же жизни пловцу нужна длинная узкая трубка для обеспечения интенсивного дыхвния «на пределе возможностей». Объем вдоха-выдоха у здорового человека в покое составляет около 0,5 л, число дыхательных циклов в минуту -- 12. Трубка длиной 0,5 м и диаметром 1 см, через которую за 1 мин. прогоняют 12 л воздуха (6 л газа -- 12 вдохов по 0,5 л -- проходит в одну сторону, а потом выходит обратно, в сумме это дает 12 л) создает избыточное сопротивление, эквивалентное давлению 0,33 кг/см². При физической нагрузке минутный объем дыхания возрастает до 30-40 л, следовательно, через трубку должно пройти 60-80 л воздуха. В этом случае необходимо преодолеть уже 2,3 кг/см²! Трубка того же диаметра длиной 1 м составит «сопротивление» 0,63 кг/см² в покое и 3,8 кг/см² в условиях интенсивного плавания. Между прочим, при спокойном дыхании «сопротивление» соломинки для коктейля, о которой мы недавно вспоминали, должно составить около 4 кг/см². Сравнивайте сами. И еще одно замечание. Человек совершает дыхательные движения грудной клеткой для того, чтобы постоянно обновлять воздух в легких. При каждом вдохе ему необходима порция свежего газа. Долго дышать «по замкнутому циклу», т.е. вдыхать воздух из того же резинового бурдюка, куда делается выдох , невозможно. Это понятно даже на бытовом уровне, в таком резиновом бурдюке обязательно должна быть смена газа, т.е. приток «свежих» порций. Дыхание через шноркель можно уподобить дыханию из бурдюка: при выдохе использованный воздух остается в полости трубки и при последующем вдохе попадает обратно в легкие. Если объем шноркеля достаточно велик, развивается ситуация, когда при вдохе свежий воздух заполняет сам шноркель, а легкие получают тот газ, вытесняемый из дыхательной трубки, который уже раньше побывал в легких -- в ходе предшествующих дыхательных циклов. Получается так, что человек вдыхает и выдыхает одни и те же порции воздуха, а тот газ, что входит в шноркель при вдохе, просто не доходит до легких. Объем трубки диаметром 1 см и длиной 1 м составляет 0,314 л. Вспомните, мы только что говорили, что объем вдоха-выдоха здорового человека в состоянии покоя составляет около 0,5 л. Следовательно, если дышать через такую трубку, более половины вдыхаемого воздуха всегда будет «несвежим». Это равносильно тому, чтобы дышать лишь вполовину потребности: попробуйте, лежа на диване, когда читаете этот номер, сознательно ограничить объем дыхательных движений, не увеличивая их частоты. Уверен, более 2-3 мин Вы не протянете, -- обязательно начнете дышать глубоко и часто. Тоже самое происходит и с пловцом. Объем дыхательной трубки, присутствие которого выключает некоторое количество вдыхаемого-выдыхаемого воздуха из вентиляции, называют «мертвым пространством». Чем этот объем больше, тем чаще и глубже вынужден дышать пловец для того, чтобы наладить нормальный газообмен в организме. Например, для того, чтобы компенсировать присутствие метрового шноркеля диаметром 1 см, в состоянии покоя пловец вынужден делать не 12 вдохов-выдохов по 0,5 л, а 20 дыхательных циклов по 1 л. При работе средней интенсивности частота дыхания уже составит не 20 в 1 минуту, как должно было бы быть, а 30, причем объем вдыхаемого и выдыхаемого газа возрастет с 1,5 л до 1,6-1,8 л. Таким образом, мы обозначили 3 фактора, которые ограничивают размеры дыхательной трубки и возможную глубину ее использования. Первый фактор связан с гидростатическим давлением, стремительно нарастающим по мере погружения ныряльщика на глубину. Второй обусловлен сопротивлением, которое оказывает шноркель движущемуся по нему воздуху. Третий определяется наличием так называемого мертвого пространства, исключающего из эффективной вентиляции немалую часть воздуха, поступающего в дыхательную трубку на вдохе. Как воздействие этих факторов выглядит в реальной жизни? Вопрос заслуживает детального рассмотрения. Представим, человек усилием дыхательных движений преодолевает действие гидростатического давления, заставляя воздух на вдохе поступать по трубке на большую глубину, в грудной полости при этом возникает значительное разрежение. Это сопровождается так называемым присасывающим эффектом. Легкие не только наполняются воздухом, но начинают «набираться» кровью, словно губка, опущенная в воду. Сосуды переполняются кровью, легочная ткань набухает, отекает и даже может разорваться. Водолазные врачи называют такое состояние обжатием грудной клетки. Пострадавшие жалуются на слабость, выглядят бледными, синюшными. После подъема на поверхность обнаруживается так называемое клокочущее дыхание, связанное с присутствием в дыхательных путях влаги. С кашлем отделяется большое количество мокроты с примесью крови. Пульс очень частый, едва прощупывается, артериальное давление резко снижено. По сути, легкие оказываются заполненными жидкостью и в них почти не остается места для воздуха. Соответственно, несмотря на присутствие обычных дыхательных движений грудной клетки, кровь в легких не может насытиться кислородом. Кроме того, при возобновлении дыхания через разрывы сосудов в кровеносную систему может проникнуть воздух и его пузырьки закупорят кровоток в жизненно важных органах. На какой глубине и как быстро развивается это состояние? Многое зависит от индивидуальной тренированности организма. Опыт показывает, что попытки дышать через шноркель на глубинах, превышающих 1,5 м, очень быстро, в течение нескольких минут, завершаются обжатием. Дыхание же на глубине около 0,5 м крайне редко приводит к подобным нарушениям. Следующий фактор, дыхание против повышенного сопротивления шноркеля. Оно легко заканчивается развитием так называемого гипербаротензионного синдрома. Когда человек долго дышит против повышенного давления, происходят существенные изменения в работе его сердечно-сосудистой системы. Читатель легко их себе представит, если попробует выполнить описанный ранее прием дыхания через соломинку для коктейлей, в крайнем случае -- через плотно сомкнутые губы. Кровь приливает к голове, нарастает чувство распирания, могут появиться боли в голове и глазах. Лицо отечное, багрово-синюшного цвета. Затем присоединяется слабость, шум в ушах, одышка, неприятные ощущения в области сердца. Возможны кровотечения из носа и из мелких надрывов слизистой оболочки рта и глотки. Позже обнаруживаются мелкоточечные кровоизлияния на коже шеи и груди. Пострадавшие выглядят заторможенными, безучастными, с трудом понимают обращенные к ним вопросы. Речь медленная, невнятная. Возобновление нормального режима дыхания стабилизирует ситуацию, состояние улучшается. При продолжении преодоления повышенного сопротивления дыханию могут развиться судороги с потерей сознания, сменяющиеся комой. Механизм нарушений связан с тем, что существенное длительное превышение давления в легких и дыхательных путях над внешним давлением, окружающим грудную клетку, блокирует движение крови по венам, идущим в грудной полости. Соответственно возврат крови из верхней половины тела к сердцу нарушается, голова переполняется, развивается отек головного мозга. Опытным путем установлено, что для предотвращения гипербаротензионного синдрома длина шноркеля не должна превышать 1 м, а диаметр не может быть меньше 18 мм. Теперь разберем, что происходит в случаях, когда вентиляция легких оказывается недостаточной, например, вследствие значительной величины «мертвого простанства». В альвеолярном воздухе накапливается столько углекислого газа, что у пловца развивается отравление углекислым газом. Вначале у пострадавшего утончается восприятие запахов, возникает ощущение духоты и жара, возможно немотивированное повышение настроения, т.е. эйфория. Усиливается отделение слюны, если ныряльщик одет в гидрокомбинезон сухого типа, он потеет. Резко учащается дыхание, появляется головная боль, нередко пульсирующая, головокружение, сонливость. Возникает чувство нерешительности, теряется чувство времени. Лицо краснеет, сердце бьется часто. Чуть позже кожные покровы приобретают синюшный оттенок, и возникают судороги. Обращает на себя внимание удлинение выдоха. Далее угнетаются все жизненные функции и наступает смерть. В каких случаях может разввиться подобное состояние? Например, если использовать для дыхание шноркель диаметром 2 см и длиной 1 м, удушье наступит очень быстро. Объем такой трубки, т.е. объем «мертвого пространства» составит 1,25 л, и сколько бы пловец не дышал, провентилировать легкие от накапливающегося углекислого газа ему не удастся. Если объем мертвого пространства равен 160 мл (полуметровый шноркель сантиметрового диаметра), глубокое и частое дыхание обеспечит ныряльщику сносное существование достаточно долго: отравление наступит лишь при интенсивной физической работе, когда организм выделяет слишком много углекислоты. Путем опытов и рассчетов установлено, что размеры шноркеля должны обеспечивать величину «мертвого пространства» никак не более 450 мл. С учетом ограничений, разобранных выше, отечественные ГОСТы предусматривают следующие размеры дыхательной трубки для плавания: длина -- не более 380 мм, диаметр 18-20 мм. Такая геометрия обеспечивает достаточную безопасность и предупреждает большинство патологических специфических изменений, которые могли бы развиться у пловца. Так что же Сцилиус? Как можно прокомментировать его подвиг с точки зрения физиологии и медицины? Следует знать, что, используя для дыхания полый стебель тростника, он вряд ли мог погрузиться на глубину, большую метра. А учитывая, что, со слов историков, он просидел под водой несколько часов (до захода солнца), скорее всего, он прятался на глубине около 0,5 метра. Трудно представить, чтобы в прозрачных водах теплого южного моря его не обнаружили наблюдатели с персидских кораблей. И еще одно замечание. Знаменитый грек провел в воде несколько часов до исполнения диверсионной операции, а потом плыл 15 км до мыса Артемизий, на что должно было уйти еще 12-15 часов. Итого получается не менее 15-20 часов. Даже в теплых тропических морях температура воды на удалении от берега редко превышает 25 градусов. Даже если допустить, что в тот день и в том месте, где Сцилиус совершал подвиг, море прогрелось до 28 градусов, трудно предположить, чтобы он мог провести столь долгое время в воде без переохлаждения (Он должен был бы начать замерзать через 4-6 часов).
-
[spoiler=...........]Самый простой способ знакомства с подводным миром -- ныряние с маской, ластами и дыхательной трубкой (на английский манер это развлечение называют шноркеллингом/сноркеллингом по названию дыхательной трубки -- шноркель/сноркель). Именно таким способом в прибрежных водах Средиземноморья наблюдал красоты безмолвного царства Гай Гилпатрик, рассказавший о своих приключениях в серии увлекательных очерков, опубликованных в 1934 году известнейшей газетой «Ивнинг Пост», и в первой книге о подводном плавании, нырянии и охоте «Перепончатый Пучеглаз» (The Conpleat Goggler), вышедшей в 1938 году. И подобно тому, как «...декабристы разбудили Герцена, и он ударил в "Колокол"...», откровения Гилпатрика не только потрясли никому пока не известного лейтенанта французского флота Жака Кусто, но заразили любовью к таинственным водным глубинам целые поколения мечтателей и романтиков... Достоверно установлено, что уже в V веке до н.э греческие пловцы зарабатывали на жизнь добычей морской губки и выполнением так называемых секретных военных заданий. Классический пример подобной операции -- подвиг Сцилиуса, относимый летописцами к 500 году до н.э. Как рассказывает эту историю Геродот, грек был пленен и отдан в рабство гребцом на галеры персидского царя Ксеркса I. Однажды, накануне нападения персидской эскадры на греческий флот, вооруженный ножом Сцилиус бросился в море, выпрыгнув за борт. Его сочли утонувшим и искать не стали. Он же спрятался под водой, использовав для дыхания трубку, приготовленную из стебля тростника, и благополучно дождался ночи. Под покровом темноты он прокрался среди неприятельских судов и перерезал якорные канаты, нарушив строй флотилии и посеяв панику в стане врага. Потом он проплыл морем 9 миль (около 15 км), пока не встретил греческие корабли у мыса Артемизий. Сегодня мы рассмотрим медицинские аспекты свободного плавания, разберем, что происходит с организмом, когда человек пользуется дыхательной трубкой для поиска ракушек, какие его подстерегают опасности, характерные для данного вида подводного спорта. Эти знания не только интересны, но в дальнейшм помогут понять некоторые особенности функционирования организма как обычного аквалангиста, так и техно-дайвера. Какой длины была трубка трубка Сцилиуса? Можно ли, используя для дыхания шноркель, спрятаться на глубине 5 м? А на глубине 25 м? Оказывается, нельзя. И вот почему. Обычно вдох осуществляется за счет расширения грудной клетки. На тело человека, опустившегося под воду, действует гидростатическое давление. Величина давления прямо пропорциональна глубине погружения. Плотность воды составляет около 1000 кг/м³, т.е. 1 г/см³, значит на глубине 0,5 м на каждый квадратный сантиметр поверхности будет действовать давление около 50 г. Площадь грудной клетки составляет около 0,4 м² или 4000 см². Для того, чтобы сделать вдох, находясь на глубине 50 см, необходимо преодолеть «сопротивление» 200 кг. На глубине 1 м, где давление составляет уже 100 г/см², дыханию через шноркель будет «противодействовать» уже 400 кг. Думаю, ни у кого не возникнет желания спорить, что при таких условиях работа дыхательных мышц бывает затруднена. Но гидростатическое давление -- далеко не единственное препятствие к широкому использованию дыхательной трубки на глубине. Еще есть так называемое сопротивление дыханию. Чтобы наглядно представить, что это такое, проделайте простой опыт, попробовав дышать через соломинку для коктейля. Чтобы заставить воздух проходить по трубке всегда необходимо затрачивать усилие. Работа будет тем большей, чем уже и длиннее трубка, чем больший объем газа необходимо протолкнуть за единицу времени, чем выше плотность газа (ученые называют это законом Бернулли). Возникает противоречие: в идеале шноркель, чтобы он не мешал дышать, должен быть широким, коротким, а дышать необходимо «по чуть-чуть» и медленно, в реальной же жизни пловцу нужна длинная узкая трубка для обеспечения интенсивного дыхвния «на пределе возможностей». Объем вдоха-выдоха у здорового человека в покое составляет около 0,5 л, число дыхательных циклов в минуту -- 12. Трубка длиной 0,5 м и диаметром 1 см, через которую за 1 мин. прогоняют 12 л воздуха (6 л газа -- 12 вдохов по 0,5 л -- проходит в одну сторону, а потом выходит обратно, в сумме это дает 12 л) создает избыточное сопротивление, эквивалентное давлению 0,33 кг/см². При физической нагрузке минутный объем дыхания возрастает до 30-40 л, следовательно, через трубку должно пройти 60-80 л воздуха. В этом случае необходимо преодолеть уже 2,3 кг/см²! Трубка того же диаметра длиной 1 м составит «сопротивление» 0,63 кг/см² в покое и 3,8 кг/см² в условиях интенсивного плавания. Между прочим, при спокойном дыхании «сопротивление» соломинки для коктейля, о которой мы недавно вспоминали, должно составить около 4 кг/см². Сравнивайте сами. И еще одно замечание. Человек совершает дыхательные движения грудной клеткой для того, чтобы постоянно обновлять воздух в легких. При каждом вдохе ему необходима порция свежего газа. Долго дышать «по замкнутому циклу», т.е. вдыхать воздух из того же резинового бурдюка, куда делается выдох , невозможно. Это понятно даже на бытовом уровне, в таком резиновом бурдюке обязательно должна быть смена газа, т.е. приток «свежих» порций. Дыхание через шноркель можно уподобить дыханию из бурдюка: при выдохе использованный воздух остается в полости трубки и при последующем вдохе попадает обратно в легкие. Если объем шноркеля достаточно велик, развивается ситуация, когда при вдохе свежий воздух заполняет сам шноркель, а легкие получают тот газ, вытесняемый из дыхательной трубки, который уже раньше побывал в легких -- в ходе предшествующих дыхательных циклов. Получается так, что человек вдыхает и выдыхает одни и те же порции воздуха, а тот газ, что входит в шноркель при вдохе, просто не доходит до легких. Объем трубки диаметром 1 см и длиной 1 м составляет 0,314 л. Вспомните, мы только что говорили, что объем вдоха-выдоха здорового человека в состоянии покоя составляет около 0,5 л. Следовательно, если дышать через такую трубку, более половины вдыхаемого воздуха всегда будет «несвежим». Это равносильно тому, чтобы дышать лишь вполовину потребности: попробуйте, лежа на диване, когда читаете этот номер, сознательно ограничить объем дыхательных движений, не увеличивая их частоты. Уверен, более 2-3 мин Вы не протянете, -- обязательно начнете дышать глубоко и часто. Тоже самое происходит и с пловцом. Объем дыхательной трубки, присутствие которого выключает некоторое количество вдыхаемого-выдыхаемого воздуха из вентиляции, называют «мертвым пространством». Чем этот объем больше, тем чаще и глубже вынужден дышать пловец для того, чтобы наладить нормальный газообмен в организме. Например, для того, чтобы компенсировать присутствие метрового шноркеля диаметром 1 см, в состоянии покоя пловец вынужден делать не 12 вдохов-выдохов по 0,5 л, а 20 дыхательных циклов по 1 л. При работе средней интенсивности частота дыхания уже составит не 20 в 1 минуту, как должно было бы быть, а 30, причем объем вдыхаемого и выдыхаемого газа возрастет с 1,5 л до 1,6-1,8 л. Таким образом, мы обозначили 3 фактора, которые ограничивают размеры дыхательной трубки и возможную глубину ее использования. Первый фактор связан с гидростатическим давлением, стремительно нарастающим по мере погружения ныряльщика на глубину. Второй обусловлен сопротивлением, которое оказывает шноркель движущемуся по нему воздуху. Третий определяется наличием так называемого мертвого пространства, исключающего из эффективной вентиляции немалую часть воздуха, поступающего в дыхательную трубку на вдохе. Как воздействие этих факторов выглядит в реальной жизни? Вопрос заслуживает детального рассмотрения. Представим, человек усилием дыхательных движений преодолевает действие гидростатического давления, заставляя воздух на вдохе поступать по трубке на большую глубину, в грудной полости при этом возникает значительное разрежение. Это сопровождается так называемым присасывающим эффектом. Легкие не только наполняются воздухом, но начинают «набираться» кровью, словно губка, опущенная в воду. Сосуды переполняются кровью, легочная ткань набухает, отекает и даже может разорваться. Водолазные врачи называют такое состояние обжатием грудной клетки. Пострадавшие жалуются на слабость, выглядят бледными, синюшными. После подъема на поверхность обнаруживается так называемое клокочущее дыхание, связанное с присутствием в дыхательных путях влаги. С кашлем отделяется большое количество мокроты с примесью крови. Пульс очень частый, едва прощупывается, артериальное давление резко снижено. По сути, легкие оказываются заполненными жидкостью и в них почти не остается места для воздуха. Соответственно, несмотря на присутствие обычных дыхательных движений грудной клетки, кровь в легких не может насытиться кислородом. Кроме того, при возобновлении дыхания через разрывы сосудов в кровеносную систему может проникнуть воздух и его пузырьки закупорят кровоток в жизненно важных органах. На какой глубине и как быстро развивается это состояние? Многое зависит от индивидуальной тренированности организма. Опыт показывает, что попытки дышать через шноркель на глубинах, превышающих 1,5 м, очень быстро, в течение нескольких минут, завершаются обжатием. Дыхание же на глубине около 0,5 м крайне редко приводит к подобным нарушениям. Следующий фактор, дыхание против повышенного сопротивления шноркеля. Оно легко заканчивается развитием так называемого гипербаротензионного синдрома. Когда человек долго дышит против повышенного давления, происходят существенные изменения в работе его сердечно-сосудистой системы. Читатель легко их себе представит, если попробует выполнить описанный ранее прием дыхания через соломинку для коктейлей, в крайнем случае -- через плотно сомкнутые губы. Кровь приливает к голове, нарастает чувство распирания, могут появиться боли в голове и глазах. Лицо отечное, багрово-синюшного цвета. Затем присоединяется слабость, шум в ушах, одышка, неприятные ощущения в области сердца. Возможны кровотечения из носа и из мелких надрывов слизистой оболочки рта и глотки. Позже обнаруживаются мелкоточечные кровоизлияния на коже шеи и груди. Пострадавшие выглядят заторможенными, безучастными, с трудом понимают обращенные к ним вопросы. Речь медленная, невнятная. Возобновление нормального режима дыхания стабилизирует ситуацию, состояние улучшается. При продолжении преодоления повышенного сопротивления дыханию могут развиться судороги с потерей сознания, сменяющиеся комой. Механизм нарушений связан с тем, что существенное длительное превышение давления в легких и дыхательных путях над внешним давлением, окружающим грудную клетку, блокирует движение крови по венам, идущим в грудной полости. Соответственно возврат крови из верхней половины тела к сердцу нарушается, голова переполняется, развивается отек головного мозга. Опытным путем установлено, что для предотвращения гипербаротензионного синдрома длина шноркеля не должна превышать 1 м, а диаметр не может быть меньше 18 мм. Теперь разберем, что происходит в случаях, когда вентиляция легких оказывается недостаточной, например, вследствие значительной величины «мертвого простанства». В альвеолярном воздухе накапливается столько углекислого газа, что у пловца развивается отравление углекислым газом. Вначале у пострадавшего утончается восприятие запахов, возникает ощущение духоты и жара, возможно немотивированное повышение настроения, т.е. эйфория. Усиливается отделение слюны, если ныряльщик одет в гидрокомбинезон сухого типа, он потеет. Резко учащается дыхание, появляется головная боль, нередко пульсирующая, головокружение, сонливость. Возникает чувство нерешительности, теряется чувство времени. Лицо краснеет, сердце бьется часто. Чуть позже кожные покровы приобретают синюшный оттенок, и возникают судороги. Обращает на себя внимание удлинение выдоха. Далее угнетаются все жизненные функции и наступает смерть. В каких случаях может разввиться подобное состояние? Например, если использовать для дыхание шноркель диаметром 2 см и длиной 1 м, удушье наступит очень быстро. Объем такой трубки, т.е. объем «мертвого пространства» составит 1,25 л, и сколько бы пловец не дышал, провентилировать легкие от накапливающегося углекислого газа ему не удастся. Если объем мертвого пространства равен 160 мл (полуметровый шноркель сантиметрового диаметра), глубокое и частое дыхание обеспечит ныряльщику сносное существование достаточно долго: отравление наступит лишь при интенсивной физической работе, когда организм выделяет слишком много углекислоты. Путем опытов и рассчетов установлено, что размеры шноркеля должны обеспечивать величину «мертвого пространства» никак не более 450 мл. С учетом ограничений, разобранных выше, отечественные ГОСТы предусматривают следующие размеры дыхательной трубки для плавания: длина -- не более 380 мм, диаметр 18-20 мм. Такая геометрия обеспечивает достаточную безопасность и предупреждает большинство патологических специфических изменений, которые могли бы развиться у пловца. Так что же Сцилиус? Как можно прокомментировать его подвиг с точки зрения физиологии и медицины? Следует знать, что, используя для дыхания полый стебель тростника, он вряд ли мог погрузиться на глубину, большую метра. А учитывая, что, со слов историков, он просидел под водой несколько часов (до захода солнца), скорее всего, он прятался на глубине около 0,5 метра. Трудно представить, чтобы в прозрачных водах теплого южного моря его не обнаружили наблюдатели с персидских кораблей. И еще одно замечание. Знаменитый грек провел в воде несколько часов до исполнения диверсионной операции, а потом плыл 15 км до мыса Артемизий, на что должно было уйти еще 12-15 часов. Итого получается не менее 15-20 часов. Даже в теплых тропических морях температура воды на удалении от берега редко превышает 25 градусов. Даже если допустить, что в тот день и в том месте, где Сцилиус совершал подвиг, море прогрелось до 28 градусов, трудно предположить, чтобы он мог провести столь долгое время в воде без переохлаждения (Он должен был бы начать замерзать через 4-6 часов).
-
Хочу взять ружьё 50 , есть выбор АССО 50 цена 5320 и сеас хантер 50 за 6050 , склоняюсь к ассо , в чём разница ? что лучше ?
-
соболезную.
-
Вот есть в продаже трубки клапаноми , "волноотбойником" и овальные-оптикаемые - цена 1100 , или взять омеровсеи "простые" , глубина погружения до 2 м , в основном около камыша , рагозы и т.п.