Ружья

Арбалеты
Пневматические

Переделка Mares Sten 40 под гарпун с гидродемпфированием втулки от Тайменя

Как я пришел к переделке ружья. На импортной пневматике для привязки линя к гарпуну и  его центровки в надульнике используется три детали – шайба, пружина, пластмассовая втулка. Изучив массу статей на эту тему, пришел к выводу, что эти три детали выкидывают практически все охотники, и используют либо металлическую скользящую втулку, с внутренним и наружным диаметрами как штатная центрирующая шайба, или, более технически продвинутые, втулку с гидродемпфированием. Я перепробовал все. Не понравилось то, что при использовании просто втулки идет сильное расклепывание утолщения (хвостовика) гарпуна, а от звука выстрела не только рыба – утки с воды разбегаются.

 

Решил попробовать втулку с гидродемпфированием, но возникли две проблемы. Первая – где взять материал. Нужен титан или дюралюминий Д 16 Т. Вторая – кто это выточит. Ни титана ни Д 16 Т у себя в городе я не нашел, и, после недолгих раздумий, решено – пробую из обычной стали. Всплывает вторая проблема - для надежной работы гидродемпфера нужна очень точная и чистая обработка втулки. С огромным трудом был найден подходящий токарь с хорошим оснащением, и по прошествии двух дней втулки (2 штуки) готовы, даже прикалены и заворонены.

Быстрее в воду – и, увы, первое разочарование – звук выстрела практически не изменился (хотя точность подгонки была до 1 сотки, но гидродемпфер толком не работает, хотя хвостовик перестал расклепываться)! Второе, менее обидное – коррозия берет даже вороненую сталь. Ладно, решил пока поохотиться с не совсем удачной конструкцией.

И вот (по прошествии двух сезонов) на просторах Интернета найдено решение (спасибо создателю сайта apox.ru)  – втулки от Тайменя. Невесомые, абсолютно обтекаемые, испытанные многими охотниками. Одно но, к стандартному итальянскому гарпуну их сложно приспособить (необходим фторопласт для гидродемпфера (где его взять в наше время?), и опять же хороший токарь). Решено покупать втулки с гарпунами, и уже под них несколько подогнать ружье -). Заказал в Таймене (Челябинск) гарпуны 500 мм в комплекте с втулками (400 от Тайменя коротковаты для Mares 40), через две недели получил по почте.

Первое что сделал – взвесил втулки. Действительно, тайменевские дюралюминиевые в 5 раз легче моих. Аккуратный прикаленый гарпун. И абсолютно иная система фиксации втулки в надульнике и гарпуна в поршне :(.

Но мы с руками - решаем эту проблему просто - на (в) надульник точим колечко – фиксатор втулки из капролоктана (рисунок 1, внутренний диаметр доводим наждачной шкуркой для посадки втулки с минимальным натягом), вставляем колечко в надульник и крепим (предварительно засверлив отверстия 1,3 мм через 120 градусов и нарезав резьбу М2) тремя винтами, головки винтов можно срезать, внутренние, выступающие части, спилить надфилем.

 

Просто приклеить колечко (такая мысль испытана) нельзя – обязательно его потеряете.  В поршне (сжигая мосты) рассверливаем конус на цилиндр глубиной 8 мм, диаметром 9 мм (испытано, поршень не страдает, да и усилие срыва гарпуна с поршня (в отличие от конуса Морзе на итальянце)  будет значительно меньше. В оставшуюся, внутреннюю, часть конуса, для центровки гарпуна и его фиксации вставляем (впрессовываем) кусочек подходящей пластмассовой трубки, с внутренним диаметром 4 мм (я использовал отрезок пробки от стандартного анкера 6х80, длинной 10 мм).

Для фиксация трубки сверлим поперек поршня (в нижней части трубки-фиксатора) отверстие диаметром 0,6 мм, вставляем туда кусочек подходящей по диаметру лески и заплавляем её торцы паяльником. Собираем ружье, накачиваем, и можно провести первое испытание в воде – звука выстрела практически не слышно (только удар поршня о демпфер в стволе, но это отдельная тема), да и точность и КПД ружья стали заметно выше (по моему, конечно, мнению).

На всякий случай (если не хочется переделывать «родной» поршень) приложил чертеж (рисунок 2), где поршень (достаточно надежный и простой в изготовлении, с дополнительным сальником) уже адаптирован под гарпун от Тайменя.

Кольцо-фиксатор
Кольцо-фиксатор

Image

Гарпуны
Гарпуны

Поршень
Поршень

Хвостовики
Хвостовики

Поршень, капролон
Поршень, капролон

Шток поршня
Шток поршня

Вставка-фиксатор гарпуна
Вставка-фиксатор гарпуна
 

Резьба М6  на всех деталях с мелким шагом. Шток и вставка вворачиваются в поршень на эпоксидный или другой прочный клей. 

Ружье в сборе
Ружье в сборе

 Удачной всем охоты, Евгений Барков, Астана.

Метки: Таймень
Интересный материал? Поделись им с другими:

Добавить комментарий

Комментарии 

 
#7 Евгений Астана 25.09.2008 13:20
LPO - хоть ты и не сознался где мастерская :sad: - ура! Я нашел полиуретан в Астане :roll: . В обувной в ДБ его не было (видимо мастер попался гниловатый :-x ). Зато рядом в магазинчике он был, есть и будет. Правда толщина полиуретана оказалась 5 и 6 мм, все что толще - неизвестной породы материал, который явно смердит китайским подвальчиком... В общем демпфер поршня из 5 миллиметрового полиуретана по Abirvalg (podvoh.ru/.../) сделал (только не испытал, есть еще интересные мыслишки), а на гарпуны полиуретан будем искать....
Цитировать
 
 
#6 Евгений Астана 19.09.2008 12:06
Цитирую LPO:
Цитирую Евгений Астана:
Да, я несколько ошибся - это фрикционный (я бы назвал больше аммортизационный) демпфер. Полиуретан у нас сапожники не используют (используют какую-то китайскую ...ю). В отсутствии полиуретана смысла точить гарпун не было....

Не обижай наших сапожников, есть у них полиуретан скоко хош, скорей всего ты у них и не спрашивал!

Так ты из Астаны? Назови адрес мастерской где есть полиуретан - с меня пиво! Сегодня отправил человечка в Дом быта на Ауэзова и в ТЦ Евразия - то что у них явно (что сапожники подтверждают) не полиуретан
Цитировать
 
 
#5 LPO 18.09.2008 23:15
Цитирую Евгений Астана:
Да, я несколько ошибся - это фрикционный (я бы назвал больше аммортизационный) демпфер. Полиуретан у нас сапожники не используют (используют какую-то китайскую ...ю). В отсутствии полиуретана смысла точить гарпун не было....

Не обижай наших сапожников, есть у них полиуретан скоко хош, скорей всего ты у них и не спрашивал!
Цитировать
 
 
#4 Евгений Астана 18.09.2008 14:36
Да, я несколько ошибся - это фрикционный (я бы назвал больше аммортизационный) демпфер. Полиуретан у нас сапожники не используют (используют какую-то китайскую ...ю). В отсутствии полиуретана смысла точить гарпун не было....
Цитировать
 
 
+1 #3 MAG 18.09.2008 14:16
Увы, и при Вашей переделке нужен токарь, как минимум для кольцевой втулки в ствол,
а тут уж и гарпун проточить не сложно, что не требует особой точности.
И строим не гидродемпфер, а "фрикционный", как на таймене, а полиуретан можно найти у "сапожников".
Впрочем я ни коим образом не критикую переделку, просто хотел добавить свои 5 копеек, мысли вслух так сказать.
Цитировать
 
 
#2 Евгений Астана 18.09.2008 13:49
MAG - Цитирую себя (см текст выше): "Одно но, к стандартному итальянскому гарпуну их сложно приспособить (необходим фторопласт для гидродемпфера (где его взять в наше время?), и опять же хороший токарь). Решено покупать втулки с гарпунами, и уже под них несколько подогнать ружье -). "
Само собой полиуретан а не фторопласт - оговорился аж 2 раза-))
Цитировать
 
 
#1 MAG 18.09.2008 11:57
Вариант модернизации от Бодрого Линя rund.by.ru/samsnaryazh/ruzhya/46.shtml с использованием родного гарпуна без вмешательства в конструкцию пневмата.
Соединяем оба варианта и получаем:
-берём Тайменевский бегунок,
-делаем проточку на родном гарпуне и делаем полиуретановую демпфирующую втулку,
-изготавливаем и вставляем в ствол кольцо-фиксатор.
Это мои теоретические рассуждения, буду в межсезонье воплощать в жизнь.
Цитировать
 
Проголосуйте за APOX на рейтинге DiveTOP
Нашли ошибку — выделите ее и нажмите:
Ctrl + Enter
Водолаз

Интересное в сети


Использование материалов сайта возможно только при наличии активной ссылки на APOX.Ru.
Запрещено полное или частичное использование символики портала без письменного согласия администрации!

Дайвинг - рейтинг DIVEtop.Ru